03 октября 2017        306         Комментарии к записи Мультипликаторы отключены

Мультипликаторы

Мультипликаторы

Приступим к наиболее сложному анализу инвестиций в акции российских компаний — разбору понятия мультипликаторы. Инвестора, решившего не рисковать и выбравшего наиболее консервативную стратегию инвестирования, эта страничка вряд ли заинтересует, хотя любопытство — не порок…

Что же такое мультипликаторы? Мультипликаторы публичных компаний — это общепринятые производные финансовые показатели, по которым инвесторы оценивают инвестиционную привлекательность бизнеса в отрыве от его масштаба. Они показывают относительные характеристики бизнеса, то есть приводят финансовые показателю к общему знаменателю. Мультипликаторы лежат в основе стоимостного подхода к инвестированию (так называемый, фундаментальный анализ акций), который предполагает находить и покупать акции недооцененных или перспективных компаний (а, в идеале, и то и другое). Мы уже с вами знакомились с мультипликатором p/E  — отношение цены компании к прибыли. Мультипликатор очень простой для вычисления однако: во-первых, мультипликатор не может применяться для компании, показавшей в своей отчетности убытки, что не мешает ей быть привлекательной для инвестиций, а во-вторых, показателем чистой прибыли менеджменту компании легко манипулировать.

Для расчёта мультипликаторов нам потребуется отчётность соответствующей компании по МСФО (международная система финансовой отчётности). Мы будем продолжать использовать для расчёта финансовые показатели ПАО «Лукойл». Как видите, данных нам потребуется совсем немного.

  1. P/BV — отношение капитализации к капиталу компании . Должно быть меньше единицы. На 1 рубль рыночной капитализации приходится более одного рубля реальной стоимости компании.
  2. Коэффициент цена / выручка (коэффициент EV/S). Данный показатель является также одним из основных инвестиционных показателей, по которому можно сравнивать компании. Небольшие значения коэффициента сигнализируют о недооцененности рассматриваемой компании, большие — о слишком завышенной оценке.Плюсы: cущественным преимуществом показателя EV/S является то, что он не принимает отрицательных значений, как коэффициент P/E, а также более устойчив к манипулированию со стороны компании. Следовательно, по нему можно оценивать и те компании, которые в отчетном периоде получили убыток.
  3. Но для нахождения этого коэффициента нам необходимо  определить важнейший мультипликатор EV, который ещё называют «справедливой стоимостью компании». Определяется так: EV = Рыночная капитализация + Все долговые обязательства − Доступные денежные средства компании. После вычисления EV вы можете сравнить его с рыночной капитализацией компании, то есть сегодняшней её стоимостью и начать делать выводы.
  4.  Мультипликатор EBITDA — это прибыль компании до выплаты процентов, налогов и амортизации. Представляет из себя умение компании «генерировать» прибыль для инвесторов при условии, что у неё всё для этого уже есть и налоги нулевые. Вычисляется как сумма «Прибыли до налогообложения» , «Износа и амортизации» и «Процентов уплаченных»  за вычетом «Процентов полученных» .
  5. Наконец, важнейший мультипликатор EV/EBITDA, представляющий собой рыночную оценку единицы прибыли. Он похож на уже известный нам мультипликатор P/E — соотношение цены и прибыли. Но в отличии от него теперь вместо рыночной капитализации мы видим реальную рыночную цену компании. А вместо чистой прибыли — более достоверное значение EBITDA. Принцип оценки EV/EBITDA такой же, как и P/E — чем меньше, тем лучше. При этом необходимо учитывать, что сравнение компаний по этому мультипликатору следует проводить в одной отрасли: слишком велика разница в отраслях в базовой инфраструктуре, позволяющей генерировать прибыль для акционеров.
  6. Дополняет предыдущий мультипликатор Долг/EBITDA, который представляет собой количество лет, которое нужно компании, чтобы погасить своей прибылью все долги. Чем меньше лет, тем лучше. Инвесторы чаще всего сначала смотрят именно на мультипликаторы EV/EBITDA и Долг/EBITDA. Вместе они и дают общую картину инвестиционной привлекательности компании.

Существует ещё несколько мультипликаторов: EPS, ROE, … Я предоставляю возможность вам самим разобраться с ними и попробовать самим посчитать привлекательность компаний. Сам же я только недавно проделал эту процедуру, решив, что пора бы уж и фундамент какой-никакой подвести.  Результаты расчётов не были неожиданностью, так как в большинстве случаев совпали с мнением моего «внутреннего голоса», намекающего мне когда и что покупать, когда и что продавать. «Внутренний голос» мне был благодарен за подведённый под него фундамент.

Прочитал то, что написал и подумал: «Окончательно я своих читателей запутал».  Хотя с другой стороны, кто обещал, что будет легко. То ли дело биткоин: раз и в дамки (или в петлю). В конце концов, вы читаете эти строки, зашли на мой блог, видели, что он называется САМИ с УСАМИ, так что всё у вас получится.

 

Aliexpress INT

 

Рубрики

Lingualeo