Прага: don’t worry, be happy

Держите ухо востро — так можно озаглавить этот отзыв уже знакомой вам Анастасии Литинской. Но несмотря ни на что — don’t worry, be happy. Итак, приступим к повествованию автора

Психологи говорят, что одни и те же обстоятельства можно воспринимать по-разному, мы сами творцы своего счастья и прочие банальные вещи. Тем не менее, мало кто из нас может спокойно встречать невзгоды, улыбкой отвечать на хамство и не замечать обсчета или обвеса.

К сожалению, случаи обмана туристов в Праге растут в геометрической прогрессии. Многие уезжают разочарованными, обиженными. Мы на собственном опыте столкнулись с некоторыми моментами, когда нас в Чехии пытались развести, в том числе и на деньги. А все-таки в Праге мы были несколько раз (по турам и один раз в поездке к знакомым), то есть считали себя достаточно прошаренными и опытными по стране – знали, что сколько стоит, особенности менталитета и жизни, законы. Также имели опыт бронирования билетов и отелей он-лайн, английский на уровне – типичные самостоятельные путешественники по Европе. Оказалось, наших знаний недостаточно, в одну поездку мы столкнулись с таким количеством проблем, как никогда раньше.

Пройдя через это и проанализировав каждый случай, мы решили дать несколько советов простым туристам: как избежать подобных вещей или выйти из них с минимальными потерями.

Особо отмечу, что мы не юристы-международники и не из породы тех, кто «за копейку удавится», поэтому наш рассказ – это не подборка судебных практик и сборник истерик ради выгоды, а о том, как не испортить себе отпуск в Праге.

И еще, все цены я указываю в чешских кронах, умножайте на 3 – получите сумму в рублях.

прага орлой

Подготовка к самостоятельной поездке

Я уверена, что Прага очень удобный город для самостоятельных путешествий – все понятно, налажено и просто.

Авиабилеты покупали на официальном сайте Аэрофлота регулярными линиями, выбрали удобное время (конечно, ориентировались по цене – за день она прилично скачет), оплатили, распечатали. Кстати, распечатку лучше брать с собой, не полагаться на «у них в базе все есть». Но нам это не помогло.

Сейчас летает «Победа» в Карловы Вары, есть рейсы в Брно, Остраву, но хочу предупредить – ж\д и автобусы в Чехии дорогие, поэтому в итоге затраты на дорогу будут высокими, проще сразу лететь в Прагу.

Отель забронировали через Букинг, возле Карлова моста хорошая «четверка» с интересными номерами. Чему особо уделили внимание: чтобы у отеля не все окна выходили на шумные места, чтобы был холодильник (у нас планировалось торжественное мероприятие, везли с собой шампанское и икру), и чтоб интерьер был красивый.

Виза, страховка – это у нас все было в наличии, вещей практически не брали, чтобы был азарт шоппинга, все вроде ОК, собрались – поехали.

карлов мост

Первый день в Праге: дорога с аэропорта, заселение, обмен денег

Первый день на чешской земле начинался просто отлично! Хорошо долетели, паспортный контроль без очередей – через 15 минут мы уже были на улице.

Из аэропорта можно доехать до Праги несколькими способами:

• взять такси, у выхода из терминала их огромное множество, все официально, водители в рубашках, машины чистые, но это дорого – запросить могут 500-600 крон до центра, на окраины еще больше;
  • машина в прокат – в соседнем здании, где многоуровневая парковка, есть несколько точек проката, самый дешевый вариант – от 300 крон, нормальная новенькая шкода с АКПП и кондиционером за 850 крон в сутки;
  • на общественном транспорте – справа на второй линии от терминала в 50 метрах остановка, оттуда каждые полчаса в рабочее время автобусыходят до метро или на автовокзал, цена билета 40 крон, чемоданы отплачивать отдельно, билеты у водителя.

Аренда автомобилей по выгодным ценам - 728*90

Мы воспользовались автобусом, доехали за 15 минут до метро, все чисто, аккуратно точно по расписанию. Кроны у нас оставались с предыдущих поездок, но водители принимают и евро, лучше иметь с собой несколько мелких купюр или монет евро, чтобы все-таки добраться до города, ну или обменять немного денег в аэропорту.

Пару слов про обмен денег. В Праге можно спокойно расплачиваться и евро, но предпочтительнее иметь кроны, практически все цены указаны в них. Рубли и доллары — не в ходу. Обменять наличные можно в пункте обмена валюты в аэропорту или в городе (яркие вывески хорошо заметны), либо через терминал в аэропорту, если деньги на карте, но курс грабительский. Все советуют не связываться с арабскими обменниками. Как раз там-то нас ни разу не обманули и курс всегда был хороший, поэтому я рекомендую их. Просто попросите араба сразу сказать или написать сумму, которую вы получите на руки, если, например, дадите ему 10 000 рублей.

вышеград

Наше безоблачное настроение стало улетучиваться, когда в отеле мы увидели, как на ресепшене быстро переглянулись менеджеры. Мы уже знали по другим странам про овербукинг, про вымогательство денег ради красивого вида из окна и прочие уловки отельеров, но лично не сталкивались.

Итак, мальчик на ресепшене нам ослепительно улыбнулся и поведал, что в нашем номере потекла труба и завтра все будет ОК. Но вот сегодня нам предлагают переночевать в другом отеле, тоже хорошем, даже лучше и ближе к центру. История банальна и противна. Насколько я знаю, это проблема отеля (двойная продажа для страховки, если вдруг турист не приедет). Туроператоры и бывалые туристы советуют настаивать на своем и никуда не уходить, пока не предоставят положенный номер. Ну не знаю, просидев час на ресепшене в спорах: я пугала их полицией, просила показать ту злополучную трубу – все бестолку. Я позвонила в Букинг и описала проблему. Там выслушали, извинились, пообещали, что разницу в стоимости номеров вернут. Короче, решили наступить на горло собственной гордости и пойти в другой отель, потому что ожидание уже затягивалось, перспектива потерять день в коридоре отеля не улыбалась. И другим туристам я советую: если у них подобная проблема не разрешилась в течении часа – не тратьте время и нервы, переночуйте в другом отеле.

Другой отель был похуже, окна выходили на улицу, где всю ночь кричали пьяные итальянцы, а под утро мусорщики гремели бачками. Не было в номере холодильника, обстановка была проще. На следующий день мы перешли в своей отель и принципиально не здоровались с сотрудниками на ресепшене.

Обидно было то, что ровно за день до прилета я писала в отель, уточняла, если ли в номере холодильник. Меня заверили, что все ОК, номер с холодильником ждет меня.

Деньги за другой отель Букинг вернул, сильно мы не пострадали, хотя морально было неприятно, но я так и не поняла, как же бороться с этим овербукингком.

на карловом мосту

Первые победы над злом, или как нас пытались надуть в ресторанах

То ли овребукинг нас так разозлил, то ли еще что, но мы стали намного внимательнее и не относится к каким-то проблемам, как к несущественным мелочам.

Навскидку, несколько случаев из ресторанов Праги:

Крендельки за 400 крон

Во многих ресторанах Праги на столах стоят подставки с красивыми и аппетитными крендельками к пиву. Честно, я и не думала, что их едят, считала предметом интерьера, ведь подставка стоит весь день и мало ли кто чихает-кашляет на крендельки. Пока ждали заказ, я взяла один и пофотографировала, потом положила на место. После ужина принесли счет, там лишние 400 крон за крендельки. К слову сказать, 400 крон в Чехии – это не мало, не копейки. Начали разбираться – оказывается я потрогала один, это считается, как все съеденные. А мы уже приготовили чаевые 70 крон, тогда я заплатила из чаевых 50 крон за один кренделек из восьми и постаралась, чтобы мелочь просыпалась на пол, пусть собирает сам свои монетки.

Платный подарок

На другой день, пока ждали ужин, официант принес корзиночку с хлебом и ароматным маслом – известный ресторанный аперитив. Памятуя о крендельках, мы спросили, сколько это стоит. Бесплатно, подарок от шеф-повара. Все же мы не рискнули это есть и отставили в сторонку. В счет нам вписали этот подарок, причем от руки, стоимость 260 крон. Официант с ухмылкой заявил, что раз у нас стояло на столе, то будьте добры, оплачивайте. Тут муж не выдержал и спросил его по-чешски, как к этому отнесется полиция? Парень молча вычеркнул из счета эту строчку.

Выдохшееся пиво

В Чехии официанты сами наливают в кружки пиво и разносят по столам, предлагая его тем, кто допивает свое. Надо сказать, что такую практику очень полюбили русские туристы – ведь не надо делать заказ, ждать, поэтому пиво в первую очередь предлагается русскоязычным. Нам так раз поднесли, мы согласно кивнули, потом несет еще. В этот раз мы не отпили и половины кружки, как официант поставил нам полные, причем согласия не спрашивал: типа отвлекся. Когда мы допили свое, сделали ему знак рукой принести еще. Официант подошел и сказал, что вот наше пиво, уже на столе. А то, что оно стояло 20 минут, пена осела и пиво выдохлось, его не волновало. Пришлось объяснить, что раз мы заказ не делали, не надо нам ничего лишнего приписывать, официант с недовольным видом согласился.

Хочу сказать, что в ресторане можно запросто «качать свои права». Официанты реально бояться полиции и официальных разборок, им выгоднее не поднимать шум, а просто махнуть рукой.

улочки Праги

Где мы еще проиграли

Череду наших чешских неудач пополнили еще два случая, где, как бы ни напирали на свою правоту, спорить было бесполезно и даже опасно.

Прага: don't worry, be happy

Мы решили съездить на электричке в Чески Крумлов. На ж/д вокзале все понятно: купили билеты, пошли на перрон, увидели свой поезд, сели в вагон на свободное место. Через некоторое время пришла контролер и пояснила, что по билетам у нас 2 класс. Откуда мы знали, что сели в 1-й класс? Как мы не объясняли, что не увидели таблички про классы, что не знали про эти особенности, она нас не слушала и выписала штраф в 100 крон.

Наступил день вылета домой. На двоих у нас были две сумки по 5 кг в ручную кладь и две сумочки с кошельком-документами-ключами. Купили в дьюти-фри пару приятностей, в итоге прибавилось два пакета по два кг каждый.

На контроле перед входом в самолет чешские служащие попросили нас взвесить ручную кладь, потому что положено 5 кг на человека. Минуточку, у меня в распечатке написано, что 7 кг! Так это в Аэрофлоте, а назад мы летим Чешскими авиалиниями, потому что рейсы объединили и у чехов положено только 2 предмета и 5 кг всего. Никакие доводы на них не действовали, что мы брали билеты, где разрешено 7 кг и рассчитывали на это. Нам просто предложили оставить пакеты с дьюти-фри. Хорошо, помогли соотечественники без багажа, взяли на себя наши пакеты.

Общее впечатление от поездки, конечно, шикарное, Прага великолепна. Но ухо тут стоит держать востро, как говорила бабушка, слишком дорого могут обойтись местные особенности. А по мелочам, конечно, не надо переживать – просто наслаждайтесь отдыхом! Не каждый день вы видите такое:

собор святого Витта

Понравилось? Кнопочки ниже. Анастасии (да и мне тоже) будет приятно.

Обновления блога — на моём канале, подписывайтесь.

• http://vk.com/id475514826 Анжелика Ефремова

Прага с первых секунд поражает своей строгостью, красотой и изысканностью. Я была в Праге всего лишь один раз и пару дней, но мне хватило впечатлений, чтобы захотеть вернуться туда снова. Интересный был у вас пост, узнала много познавательного, это информация мне пригодится перед поездкой в Прагу.

• https://ok.ru/profile/575096372620 Ирина Томина

Мечта моя… Попасть в Прагу… Многие из моих знакомых там побывали… И все очень и очень довольные! Прекрасный, старинный и уютный город! я обожаю всю эту строгую, лаконичную и утонченную готику… Что есть в ней сказочное… Таинственное и волшебное… Как в сказках Андерсена… Очаровательно! Большое спасибо за такой подробный и полезный рассказ! Обязательно поеду! И обязательно вашими советами воспользуюсь!

• https://ok.ru/profile/574963561427 Марина Остапчук

Спасибо за правдивый Пост. От себя хочу добавить что за границей везде нужно держать ухо востро. Мой брат в Праге познакомился с девушкой, оказалась — клофелинщица. Обокрала, обобрала, спасибо полиции удалось задержать и вернуть деньги..

Спасибо за правдивый Пост. За границей везде нужно держать ухо востро и быть начеку. Мой брат в Праге познакомился с девушкой, вроде нормальная с виду, а оказалось — клофелинщица! Спасибо полиции удалось вернуть деньги…

• https://ok.ru/profile/538050371797 Ирина Лапина

Ну блин… Еще только клофелинщиц не хватало…. А вообще-то я слышала то это наши граждане там всякими делами промышляют… И с нашими же туристами в основном… Что это значит? А значит что наших туристов там очень много! Популярное направление! Прага отличный город! Очень красивый! Конечно везде надо быть на чеку… Но все же бояться не надо! Все таки Европа… Хоть и центральная… Спасибо за советы! Пригодятся!